Каждый акт живого организма осуществляется движением по рефлекторным путям, чередованием раздражения и торможения, аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Однако интенсивность движения не одинакова: при некоторых действиях в преобладающем движении находятся, например, только ноги (хождение), руки (подбрасывание мяча); иногда в движении участвует лишь небольшая группа мышц (нанизывание бус), иногда в движение приходят только органы речи (декламация). И, наоборот, бывают действия, во время которых в движении находится все тело: подвижные игры, напряженная физическая работа.
Подвижные игры составляют самую большую группу среди других видов игр. Характерным признаком их является интенсивная деятельность двигательного анализатора.
Но ведь дети олень много двигаются и в творческих играх. Можно ли поэтому творческие игры назвать подвижными? Вероятно, теоретически можно, если дети во время творческих игр бегают, взбираются на что-либо, переносят предметы и совершают ряд других движений. Однако термин «подвижные игры» принято употреблять только по отношению к играм с правилами, к играм данным, готовым, точно установленным.
Итак, подвижной игрой является каждая игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры воспитательница оценивает, как проходила игра, как дети выполняли правила и относились друг к другу. И только в старших труппах мы начинаем постепенно вводить элементы соревнования, начинаем сравнивать силы команд, отдельных игроков.
Содержанием подвижных игр являются движение, тренировка в отдельных видах движения путем выполнения правил игры. Например, содержанием игры «в волки и овцы» является бег; содержанием игры «в каравай» является ходьба, бег, приседание; игра «в оленя» обязывает ребенка бросать, ловить, целиться мячом.
Под формой подвижных игр мы понимаем способ ее проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило. В зависимости от количества правил и их трудности игры используются в разных возрастных группах.
Например, в игре «Подай флажок!» всего одно-единственное и очень простое правило: по команде воспитательницы нужно побежать за флажком и принести его. В игре «Кошка и мышка» правил уже больше: ребенок, изображающий кошку, преследует ребенка в роли мышки, все остальные играющие помогают мышке убегать, а кошке мешают догнать мышку.
В эстафетной игре «Посадка и сбор картофеля», построенной на соревновании, правил значительно больше:
- дождаться сигнала предыдущего игрока и вовремя выбежать;
- собрать с земли предметы;
- передать их следующему;
- встать в конец строя.
Следующий играющий должен выполнить несколько другие правила:
- взять предмет у предыдущего и бежать;
- положить его на определенное место;
- прибежать обратно и дать сигнал следующему;
- встать в конец строя.
Правило часто имеет форму ограничения, например, нельзя переходить черту, не разрешается бежать, а только скакать на одной ноге, в игре «в прятки» нельзя указывать место, куда спрятался играющий, в игре «в муху» разговаривать может только тот, кого коснется «муха», и т. д. Именно в требовании четко соблюдать правила заключается воспитательное значение подвижных игр. Подвижное содержание, связанное с правилом, оказывает большое эмоциональное воздействие, поэтому «игры являются ценным средством воспитания». Содержание и правило составляют неразрывное целое, так как точное выполнение движений неразрывно связано с точным выполнением правил игры.
Для более легкого понимания деятельности играющих, главным образом в младших группах, иногда используется сюжет, помогающий ребенку запоминать последовательность действий, и ориентироваться в игре. Например, преследователем бывает кошка, волк, садовник; а в роли убегающих, обычно, мыши, козы, воробьи и т. д.
Сюжет повышает интерес ребенка к игре, например, в игре «Пастушка» овечки значительно лучше выполняли действия, чем во время бессюжетной игры в «Пятнашки». Сюжет в игре не драматизируется с точностью, например, кошка не бегает на четырех лапах; использована только главная мысль — преследование мышки кошкой.
Особым признаком детской подвижной игры является реальность оптимизм, юмор. В некоторых подвижных играх движение связано с песней, стишками или считалочками. Слово, мелодия, ритм и движение составляют эстетическое целое, например, в хороводных играх с пением, в играх «в цепочку», «в ворота», «в мост» и т. д. Каждый исторический период вносит в игры своего времени новые особенности. В словацком и чешском фольклоре очень часто детские игры объединены с декламацией и пением. Такие народные игры, отличающиеся красотой, привлекательностью и оптимизмом, надо изучать, критически оценивать с точки зрения целей и задач социалистического воспитания и как можно полнее использовать.
Подвижные игры для детей : Январь 5th, 2017 by admin