Антропоморфные камни — память о скифах
Скифские антропоморфные камни и бабы – это каменные изваяния, доставшиеся нам в память о скифах. Они распространены по территории всего Северного Причерноморья, в местах, где раньше обитали скифы. Слово бабы — походит от слова предок или отец, в основном статуи мужского рода, на них изображались статуи или боги. Такие стелы и бабы находились почти на каждом кургане, в котором было захоронение.
Их находили на вершинах курганов, иногда внутри. Каменные антропоморфные камни стояли на вершине по несколько штук, как будто смотря, куда — то вдаль. Предназначение их до сих пор изучается учеными. Однозначно, что стелы играли священную роль для скифов, принося своим присутствием на курганах сакральный смысл.
Они очень напоминают истуканов с острова Пасхи, которые тоже были изготовлены из камня, и смотрели куда — то вдаль. Насчет этих истуканов существует версия, что они охраняли Остров Пасхи и его обитателей от непрошеных гостей. Проплывавшие мимо корабли не хотели приближаться к острову, так как моряки думали, что на острове живут великаны.
Скифские антропоморфные камни и бабы
Раньше люди были очень подвержены мифологии и мистике, сам человек считался частью чего-то мифического. Скифские антропоморфные стелы часто изображали человека с зооморфными элементами, с хвостом или крыльями. В Кривом Роге Днепропетровской области, можно увидеть в Парке Правды много человекоподобных скифских стел и человекообразных камней. Один из них изображает человека птицу. В наше время, множество скифских изваяний, рассредоточены по паркам и музеям нашей страны.
Скифские антропоморфные стелы
Большинство антропоморфных стел, выполнены из камня размером с человеческий рост. Часто они изображают человека в полный рост, а иногда изображают лицо. На некоторых стелах можно увидеть определенное изображение только издалека, вблизи он кажется обычным камнем. Все скифские стелы датируются 3-2 столетиями до нашей эры.
Скифские изваяния очень отличаются друг от друга качеством изготовления. Некоторые из них в различных значимых изображениях, и резьба выполнена в мельчайших подробностях. Одна из таких стел — Керносовский идол, датируемый 3 столетием до нашей эры. Он уникален тем, что сделан по уникальной технике изготовления, на нем множество изящных изображений на поверхности, и соблюдены все пропорции.
Изображает он скифское божество. Но есть и стелы, которые грубо отесаны и на них изображены лишь главные детали — например, глаза, правая рука с оружием или чашей. Часто на скифских бабах правая рука выделялась на фоне всей фигуры, известно, что скифы верили в мифическое преимущество правой стороны над левой. Мужчины жили всегда по правую сторону, а женщины по левую и правая сторона считалась престижной.
Само понятие антропоморфность означает выражение в камнях физических и психологических особенностей человека, камни становились объектами поклонений. Древним людям было свойственно наделять не воодушевленные предметы сверхъестественными силами, благодаря этому, так много стел и антропоморфных камней нам досталось от скифов и мы можем сегодня изучать культуру скифов.