При чем здесь бизнес-климат, или Чем определяются инвестиции
«Международный валютный фонд советует Армении улучшить бизнес-климат, чтобы привлечь и защитить инвесторов и снизить экономическую зависимость 3,3-миллионной страны от ключевого союзника по военно-политическому блоку — России, где работает много армянских трудовых мигрантов и предпринимателей», — сообщает Reuters, предваряя беседу с постоянным представителем Международного валютного фонда (МВФ) в Армении Гиермо Толосой.
Г-н Толоса весьма критически высказался относительно существующего в Армении бизнес-климата. «Коррупция, административное давление на предпринимателей, нередкие случаи произвольного толкования закона, факты несправедливого отношения к небольшим компаниям при одновременном создании неоправданно льготных условий для крупных компаний, лояльных к властям, создают нездоровую деловую среду. И эта ситуация касается не только местных, но и зарубежных инвесторов», — отметил постпред МВФ. И добавил, что «если бизнес-среда будет улучшена, это создаст больше потенциала для привлечения инвестиций из других стран и позволит Армении бороться с рисками и не зависеть от России».
Внешне вроде все верно. МВФ, как обычно, исходит из теоретического посыла, что одним из самых важных факторов, влияющих на объемы иностранных инвестиционных потоков, является инвестиционный климат в стране. Однако практика зачастую опровергает эту теорию. Основное влияние на инвесторов оказывают совершенно иные факторы. И подтверждением этому являются показатели объемов иностранных инвестиций в странах нашего региона за 2011 год. Как известно, по благоприятности ведения бизнеса в 2011 году Грузия заняла 11-ое место в мире и первое среди стран бывшего СССР, оставив далеко позади себя и Армению, и Азербайджан.
Улучшение бизнес-среды в Грузии в результате проведенных реформ стало предметом зависти всех стран постсоветского пространства. Однако по объему иностранных инвестиций среди стран Южного Кавказа Грузия на последнем месте. По предварительным данным, объем иностранных инвестиций в Грузию в 2011 году составил 981 млн долларов. Экономика Грузии держится во многом благодаря помощи западных стран после войны 2008 года (4,5 млрд долларов).
Между тем иностранные инвестиции в экономику Армении в 2011 году составили 1,65 млрд долларов. Они выросли в сравнении с предыдущим годом на 6,3%. Крупнейшим инвестором является Россия, на долю которой приходится более половины прямых иностранных инвестиций — 338 млн долларов. Большая часть поступивших в Армению за 2011 год иностранных инвестиций направлена в производство базовых металлов и сферу телекоммуникаций.
Азербайджан же с запредельным уровнем коррупции, неблагоприятной бизнес-средой и беспределом чиновников лидирует с 3,2 млрд долларов иностранных инвестиций. По вполне понятной причине — наличия запасов углеводородов. Лидером по инвестициям в Азербайджан за прошлый год стала Великобритания, доля которой в общем объеме иностранных инвестиций в азербайджанскую экономику составила 46,2% (1,4 млрд долларов). Доля стратегического партнера Азербайджана — Турции — с 130 млн долларов инвестиций составляет 4,1%.
Таким образом, главным стимулом для иностранных инвестиций в развивающиеся страны является высокая рентабельность бизнеса, которая заставляет инвесторов закрывать глаза на любые риски, искать личные контакты с руководителями страны и принимать те правила игры, которые существуют на рынке. Высокую рентабельность обычно обеспечивают сырьевой сектор, низкая конкуренция (в случае ориентации бизнеса на внутренний рынок), большие объемы дешевой рабочей силы. Последнее — точно не наш случай.
Никто не спорит с тем, что улучшение бизнес-среды нам необходимо. И в первую очередь для стимулирования внутренних инвестиций. Но рассчитывать, что улучшение бизнес-среды может привести к значительному росту инвестиций из других стран — значит, заниматься самообманом.